К администрации дошкольного учреждения относятся:
Заведующий детским садом
Старший воспитатель
Заместитель заведующей по АХР
Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. У нас она представлена в виде трех уровней (см.в структуре д/с).
Заведующий осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Осуществляет руководство всеми видами деятельности детского сада. Направляет и контролирует работу воспитателей. Осуществляет контроль за выполнением программы воспитания, реализацией педагогических экспериментов. Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми. Формирует контингент детского сада, обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены. Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье. Организует рациональное питание детей и оздоровительные мероприятия. Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, созданию в коллективе здорового морально-психологического климата и благоприятных условий труда. Проводит работу по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины. Определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала. Осуществляет административно-хозяйственную деятельность в пределах предоставленных прав. Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы детского сада, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности. Решает вопросы приема на работу, увольнения и поощрения работников, а также наложения дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
Старший воспитатель - занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Осуществляет координацию деятельности воспитателей и других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды ДОУ. Оказывает методическую помощь воспитателям и другим педагогическим работникам, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению их квалификации, развитию творческих инициатив. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ДОУ. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ. Участвует в обеспечении соблюдения работниками ДОУ прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в т. ч. с помощью электронных форм. Участвует в разработке планов (программ) воспитательной работы в ДОУ. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (заменяющими их лицами) воспитанников. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в оказании методической и консультативной помощи родителям (заменяющим их лицам). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом, давать необходимые указания педагогическим работникам ДОУ, требовать качественного выполнения работы, присутствовать на занятиях с воспитанниками, получать от педагогических работников ДОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
Старший воспитатель должен знать:
1.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
2.Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
3.Конвенцию о правах ребенка;
4.Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, методы и формы мониторинга деятельности воспитанников, педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы;
5.Методы управления образовательными системами, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
6.Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, 7.Установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (заменяющими их лицами), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
8.Основы экологии, экономики, социологии, трудовое законодательство;
9.Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
10.Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
11.Правила охраны труда и пожарной безопасности.
Старший воспитатель - это друг, помощник, мудрый наставник. Он содействует созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в коллективе для успешной работы во благо детей посещающих ДОУ.
Завхоз - обязан: осуществлять руководство работой по хозяйственному обслуживанию дошкольного учреждения и его структурных подразделений. Направлять и координировать деятельность подчиненного ему технического и обслуживающего персонала ДОУ.
Осуществлять:
— заключение договоров с обслуживающими организациями;
— текущий контроль за: хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием здания, сооружений, пищеблока, прачечной, групповых комнат, учебных кабинетов, музыкального зала и других помещений, иного имущества ДОУ в соответствии с требованиями норм и правил безопасности и жизнедеятельности;
— исправностью освещения, систем отопления, вентиляции.
Вести:
— инвентарный учет имущества ДОУ, проводить его инвентаризацию и списание части имущества, пришедшего в негодность;
— необходимую отчетно-учетную документацию, своевременно предоставлять ее в бухгалтерию и руководителю ДОУ.
Принимать материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь ДОУ на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством.
Обеспечивать:
— сохранность здания, хозяйственного инвентаря, имущества, его восстановление, пополнение и своевременный ремонт;
— санитарное состояние помещений, территории и оборудования, принимать меры по своевременному их ремонту;
— безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работ, эксплуатации транспортных средств на территории ДОУ;
— соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания, технологического, энергетического оборудования, их периодический осмотр и текущий ремонт;
— своевременное приобретение необходимой мебели, посуды, оборудования, игрушек;
— работников дошкольного учреждения канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода;
— соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории.
Организовывать проведение:
— ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств;
— периодических испытаний и освидетельствований водонагревающих и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов;
— анализа воздушной среды на содержание пыли, газов, паров вредных веществ;
— замера освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
— работ по благоустройству и озеленению территории ДОУ и подготовки его к началу учебного года.
Организовать соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следить за исправностью средств пожаротушения.
Проводить инструктаж на рабочем месте технического и обслуживающего персонала.
Основной педагогический состав:
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. Быть примером достойного поведения и высокого морального долга на работе.
Воспитатель: рабочий день воспитателя начинает с 7 30 часов утра и длится семь часов. Затем на смену должен прийти другой воспитатель. Иногда случается, что одному человеку приходится работать и по 10,5 часов в день. Например, если другой работник заболел или находится в отпуске. Все время воспитательница проводит в движении – играет с малышами, проводится разнообразные занятия. В младшей группе такие занятия длятся 7-10 минут, у старших — уже до 30 минут. На подготовку к каждой НОД нужно время, которого порой не хватает, ведь оставлять малышей одних нельзя. Воспитатель должен обладать хотя бы минимальными знаниями по детской психологии. Ведь многие поступки детей обусловлены именно возрастными изменениями их психики. Хороший педагог умеет определять индивидуальные способности малышей. Ведь даже к самому трудному ребенку всегда можно подобрать необходимый «ключик».
Воспитатель в своей работе:
1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы воспитанников. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка.
5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки НОД.
6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
7. Регулярно информирует медицинскую сестру, руководителя учреждения об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает медсестре об отсутствующих воспитанниках, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с Родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с ними и их родителями.
10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах КПК, семинарах, открытых просмотрах.
16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
17. Участвует в педсоветах, методических объединениях в округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
Воспитатель должен знать:
1. Конвенцию о правах ребенка.
2. Основные государственные законы.
3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
5. Основы доврачебной медицинской помощи.
6. Теорию и методику воспитательной работы.
7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.
Воспитатель имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении возложенных инструкцией. Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять ребенка, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
Музыкальный руководитель - осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду. Работает по графику и плану. Организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники, литературно-музыкальные утренники, вечера досуга в соответствии с графиком. Ведет индивидуальную работу с детьми, выявляет музыкально одаренных детей, проводит индивидуальную работу с ними в группе. Участвует в организации утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов и развлечений. Принимает участие в организации игровой деятельности детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические игры с пением, театрализованные игры, музыкально-ритмические игры. Участвует в подготовке педагогических советов, методических объединений, готовит отчеты по выполнению планов своей работы, сообщения из опыта работы. Внедряет в практику работы с детьми передовой опыт. Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье.
Музыкальный руководитель должен знать:
1. Дошкольную педагогику, психологию, возрастную физиологию.
2. Методики музыкального воспитания дошкольников.
3. Санитарию и гигиену.
4. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей дошкольного возраста.
5. Музыкальные произведения детского репертуара.
6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
7. Порядок оказания первой медицинской помощи.
8. Порядок действий в экстремальной ситуации.
Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Они должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Они должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.
Физинструктор: несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей. Отвечает за сохранность имущества, учебного, спортивного оборудования и пособий в спортивном зале, в бассейне-структурном подразделении. Проводит работу по обучению детей в соответствии с программой и методикой физического воспитания. Определяет задачи и содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, психофизических и индивидуальных особенностей детей. Обучает детей владению навыками и техникой выполнения упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает полную безопасность детей при проведении физических и спортивных занятий в музыкальном зале, в бассейне, на спортивном участке. Умеет оказывать первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием спортивного зала, бассейна, спортивного участка. Контролирует состояние здоровья воспитанников совместно с медицинскими работниками. Регулирует физическую нагрузку воспитанников. Готовит, оформляет и проводит спортивные праздники, принимает участие в спортивных мероприятиях города, а также и в методических мероприятиях, связанных с физическим воспитанием детей. Проводит практические занятия с воспитателями. Составляет планы и отчёты о своей работе с детьми, вне рабочее время, тщательно готовится к занятиям, отчитывается перед заведующей детским садом и коллективом о своей работе. Ведет журналы. Оформляет костюмы, зал для развлечений и сюжетных занятий. Изготавливает атрибуты для подвижных игр и спортивные пособия, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы. Консультирует родителей по вопросам физического воспитания детей. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива. Систематически повышает свою квалификацию на курсах повышения, семинарах, путём самообразования. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ.
Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих. Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Медицинская сестра - контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий в музыкальном зале, в бассейне и ежедневных прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет воспитанников в журналах, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача. Составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд. Следит за выполнением графика получения пищи, графика проведения уборки в групповых ячейках, в бассейне, проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении, собирает справки о состоянии здоровья воспитанников.
К учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу относятся делопроизводитель, бухгалтер-калькулятор, шеф-повар, младший воспитатель, повар, дворник, рабочий по обслуживанию здания, машинист по стирке и ремонту одежды, кастелянша, кладовщик. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми.
Младший воспитатель - помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря и имущества учреждения, находящегося в групповом помещении.
Ежедневно:
- проводит уборку всех закрепленных за ним помещений, соблюдая санитарно-гигиенический режим и технику безопасности;
- соблюдает график проветривания;
- оказывает помощь воспитателю в подготовке и проведении всех режимных моментов в работе с детьми (осуществляет кормление, оказывает помощь в проведении всех занятий);
- помогает воспитателю одевать и раздевать детей для прогулок; - водит воспитанников на занятия в бассейн;
- осуществляет гигиенический уход за детьми, принимает активное участие в проведении закаливающих мероприятий;
- убирает детские постели (в старших группах вместе с детьми);
- приносит из кухни в группу пищу и раздает ее детям;
- убирает (в старших группах вместе с детьми) и моет посуду;
1.Следит за чистотой и сохранностью мягкого инвентаря в группе и проводит замену постельного белья и полотенец по мере загрязнения (по графику).
2.Своевременно готовит помещения к зимнему сезону (утепление окон) и к весенне-летнему (мытье окон).
3.Следит в группе за состоянием посуды, сантехники и другого имущества и инвентаря и сообщает о всех неисправностях заместителю заведующей по АХР.
4. Выполняет все указания администрации и медицинских работников.
5. Один раз в месяц проводит генеральную уборку всех помещений группы.
6. Следит за своим внешним видом, является образцом для детей, их родителей.
7. Строго соблюдает режим, установленный в ДОУ.
Все сотрудники детского сада должны работать честно и добросовестно, строго выполнять учебный режим, распоряжения руководителя Учреждения, обязанности, возложенные на них Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями и должностными инструкциями. Коллектив должен работать в тесном контакте друг с другом, как один "единый механизм" создавая наилучшие условия для физической и психической жизни каждого воспитанника.